захотелось наконец нормально, полноценно пройти и самую известную часть серии, то есть славные
. В отличие от вбоквельных “Батальонов”, тут у нас классическая пошаговая стратегия. Я бы даже сказал, что AW представляет собой концентрированный варгейм, у которого отсекли все, что может навлечь скуку, оставив лишь простенькую экономику и весьма проработанную тактико-стратегическую боевую часть.
Под спойлером - подробнее об игре.
В целом-то игра для понимания проста как две копейки, однако понимание это приходит после ряда тренировочных миссий. Собственно, с них и начинается вход на бранное поле – во время обучения наглядно поясняется, как влияет тот или иной тип ландшафта на различных юнитов, сильные и слабые стороны наших бойцов, поясняются правила захвата городов и баз, финансы и строительство. В общем, курс молодого бойца проходится “от и до”. Ну а после продолжительного обучения можно окунуться с головой в кампанию – пусть и не самую продолжительную (всего 18 миссий), но доверху наполненную событиями.
История в игре простенькая – мы выступаем на стороне государства “Оранжевая Звезда”, изначально отбиваясь от незаконных территориальных притязаний со стороны “Синей Луны”. Далее к конфликту присоединяются еще несколько сторон, ну а в конце выясняется, что за полномасштабными столкновениями между соседями стоит некий черный лидер-гроссмейстер. Ничего особенного в сюжете нет и нужен он, как в подобных случаях бывает, исключительно для оправдания сражений.
А сражения в игре получились на загляденье – комплексные, концентрированные и, как бы это странно не звучало по отношению пошаговой стратегии, бодрые и динамичные. Все дело в том, что здесь, как в тех же Fire Emblem, очень небольшие карты. Иные из них умещаются на одном экране, но и на самых больших соперничающие стороны могут вступить в бой уже на первом ходу. Долго рассусоливать, постепенно накапливая силы для нанесения мощного удара, получается далеко не всегда – часто приходится одновременно развивать армию, захватывать города и отбиваться от наседающего противника.
При этом карты весьма разнообразны по своему дизайну – на каких-то преобладают равнины, где-то придется иметь дело с непроходимой для техники гористой местностью, а в иных случаях большую часть полезного пространства занимают “бескрайние водные просторы”. Ландшафты, сколь бы причудливыми не казались, часто носят утилитарный характер: леса, горы, реки – все в той или иной степени можно использовать себе во благо и во вред оппоненту. Взять хотя бы карты с “туманом войны” (есть и такие) – здесь на постоянной основе ограничен обзор, леса же не просматриваются и самыми глазастыми юнитами – чтобы понять, скрывается ли кто-то средь деревьев, приходится становиться на соседнюю клетку. Что в свою очередь способствует организации засад и возможности проведения диверсий. А ведь еще присутствует смена погоды!..
Под наше управление попадает достаточно богатый набор юнитов, охватывающий земную, воздушную и водную стихию: имеются пехота и вертолеты, танки и подлодки, силы ПВО и истребители – найдутся войска на любой вкус и любую тактику. Причем – и это, на мой взгляд, похвально – во всех имеющихся юнитах ощущается потребность на протяжении всей игры. Взять тех же пехотинцев - казалось бы, это самая слабая боевая единица, зачем на нее вообще тратить деньги. А ответ прост: без пехоты невозможно захватывать города и военные базы.
Базы как раз необходимы для строительства и найма войск. Причем для всех трех родов войск (сухопутного, морского и воздушного) необходима база особого типа. Как нетрудно догадаться, для полноценного функционирования, ремонта и покупки авиации потребуется аэропорт, водному же транспорту не помешает собственная гавань. Логично? – Логично. Разве что вне логики тот факт, что и летающие машины, и ходящие по морям корабли можно запросто заправить топливом с обычного БТРа, но это мелочи.
Бои во многом похожи на упомянутую уже ранее Fire Emblem, то есть происходят по типу “камень, ножницы, бумага” – чуть менее явно, нежели в популярной пошаговой RPG, но уши “Эмблемы” видны издалека. С другой стороны, в сражении как класс отсутствуют герои – в баталиях принимают участие лишь рядовые юниты. Тем не менее, герои у нас имеются – командиры Оранжевой звезды Энди, Макс, Сэми и еще кое-кто. И во время прохождения кампании нам часто предстоит выбирать, кого именно взять с собой на очередное побоище. Иногда это влияет на выбор миссии (у каждого героя может быть своя). Ну а когда выбор дальнейшего пути отсутствует?
Все просто – выбранный командир обладает рядом достоинств и недостатков, что во время боя на постоянной основе бафают (и дебафают, без этого некуда) нашу армию. Под началом того же Макса армия получает солидный буст к ближнему бою, но расплачивается уменьшением атакующего радиуса дальнобойного орудия. Сэми на командном посту усиливает пехоту, а также быстрее захватывает здания (по факту за стандартные два хода, как и остальные, но эта сила хорошо проявляет себя в тех случаях, когда отряд пехотинцев изрядно потрепали). Энди – ни рыба и ни мясо, и написать о нем особо нечего.
Помимо пассивных усилений, командиры также владеют специальными способностями – для их активации нужно заполнить своеобразную “боевую шкалу”. Главным образом, это усиление на один ход, зачастую связанное с основной чертой выбранного военачальника. То есть бойцы Макса начинают еще больше свирепствовать в ближнем бою, десантники Сэми способны покрывать за один ход еще большие расстояния, а Энди “ремонтирует” на две единицы все свои юниты.
Да, я как-то сразу не написал, но особыми навыками – как и просто сильными сторонами – обладают в том числе и вражеские полководцы. Так что не думайте, что у нас собрался отряд выдающихся лидеров – в сравнении с кое-кем, их навыки могут показаться до смешного ничтожными.
И раз уж вспомнил я о лидерах, стоит затронуть и общую сложность AW. Она… не высока. Разумеется, не все миссии поддаются с первого раза, но и не требуют многократного переигрывания, Разве что захочется выполнить поставленную штабом задачу на высший “S” ранг. Но… Опять это но. Миссия 18, она же миссия финальная, спустит с игрока все шкуры. И не просто потому, что противник тут имеет количественный и качественный перевес в самом начале – это далеко не самое страшное. Проблема в особой способности товарища Штурма – нашего соперника. Дело в том… Нет, писать о этой способности я все же не стану, пусть это окажется сюрпризом для тех, кто планирует игру пройти. Скажу лишь, что вам предстоит столкнуться с самой сломанной силой, которую только можно представить. А еще намекну, что в финале количество куда важнее качества.
Графика в тактике – дело десятое, ведь не красивой картинки ради ее вообще запускают. Тем не менее, художники Advance Wars постарались в меру своих сил придать игре запоминающийся, яркий и привлекательный стиль. Сами карты выполнены в упрощенно-схематической манере, с четким, легко читаемым выделением различных типов местности. Спрайтики юнитов на карте также получились простеньким, но симпатичными - и, опять же, легко различимыми друг от друга. А вот экраны сражений, это отдельная песня. В скоротечных боях можно лицезреть, что называется, пиксель-арт высшей пробы – детальный и хорошо анимированный.
Музыка, пусть и без особых изысков, тем не менее, неплоха. За время боев она не успевает надоесть, а каждый командир имеют свою собственную музыкальную тему.
Ну и, исходя из выше написанного, становится понятно, что Advance Wars к прохождению я настоятельно рекомендую, причем не только ценителям пошаговой тактики, но и всем остальным любителям видеоигр.