Еще раньше, чем 11-игровка, появился у нас некий картридж, играм на котором мы посвятили много времени.
К нам часто заходил в гости сын маминой подруги, который был ровесником моему брату. Обладателем приставки Денди он стал намного раньше нас, году в 1993-м. В игры на своих картриджах он за это время успел наиграться, потому запросто приносил свои многоигровки к нам и надолго оставлял.
Своим знакомством с Super Mario Bros. 2, к примеру, я именно ему обязан.
Так вот, картриджем, который он оставил нам в самый первый раз, была четырехигровка, на которой игрушки переключались ресетом. Набор игр был не самый обычный для 90-х: Robocop 1, Captain America and the Avengers, Super Contra, Kage.
В ту пору ни я, ни брат играть толком не умели. Соответственно, разгадывать разные загадки, предлагаемые игрой, у нас получалось туго. Из-за этого в первых двух игрушках мы поначалу прошли совсем не далеко. А в Супер Контре и того хуже - гибли буквально на каждом шагу. Много ли надо персонажу, у которого три жизни и убиваемость с одного удара?
А вот Kage (она же на американском рынке известна как Shadow of the Ninja) с самого начала неплохо так зацепила. О ней ниже и пойдет речь.
Как только включили игру, она показалась мне какой-то блеклой. Ничего удивительного, если учесть, что знакомство с восьмибитными игрушками начинал с Super Mario Bros., а потом резко перешел на TMNT3: Manhattan Project. Яркая мультяшная графика в последней на контрасте с SMB1 буквально сорвала мне башню, из-за чего стал ожидать от других игр того же технического уровня. К счастью, ощущение неудовлетворенности продлилось недолго. Пришло осознание того, что сия графика - норма для несовских игр 1990-1991 года выпуска, и в Kage на самом деле очень качественная, довольно красивая картинка.
Игрушка с ходу захватила меня своим полусерьезным, полушутливым стилем. Вот мы начинаем свои приключения на палубе корабля. Льет дождь, нас атакуют враги-люди. Четкий настрой. Но тут видим: по мачте прыгает обезьяна, по палубе туда-сюда ездит какая-то блямба с открытой пастью, полной зубов. А дальше все еще хлеще... Игрушка не слишком серьезна с самой собой, но при этом за грань трэша не скатывается. Еще тогда, когда я был недостаточно продвинут, чтобы сформировать свои зрительские/читательские/игровые вкусы, любил такие вот изящные полустебные вещи.

В игре есть два основных оружия - катана и цепь-кусаригама. Когда понял, что катану, выдаваемую герою с начала игры, можно сменить на кусаригаму, то сменил. И больше катану не брал. Не нравилась, ибо короткая очень. О том, что меч можно прокачать, чтобы он стал длиннее, не догадался. Да и пользы от этого было мало - меня постоянно били враги, от чего прокачка слетала.
Да, тогда играть я толком не умел. Видя врагов, просто подбегал и бил. Ничуть не заботился о том, чтоб от них уклоняться. Как следствие, здоровье у героя тратилось очень быстро. Сейчас могу сказать, что благодарен Kage за невысокий порог входа. Будь там сложность примерно как в сансофтовском Бэтмене, недолго бы в нее тогда играл. А так - запомнилась и полюбилась.
Благодаря большому лайфбару (16 HP), пяти продолжениям и лечилкам на уровнях, восстанавливающих всю энергию, первый уровень удалось пройти быстро - в первый день, как нам дали поиграть картридж. Босс первого уровня оказался легким - россыпь искр, швыряемая им по навесной траектории, отнимала мало, а уходы в блок разве что продлевали схватку. Так что сложился вражина очень быстро. Но, помню, удивила анимация его гибели. В первый раз в видеоиграх наблюдал, как боссы агонизируют и эффектно взрываются с потрясающим звуком.
Так что первый уровень дался легко. А вот второй с ходу ошарашил. Вот бежим мы по канализации, видим, как по мутной воде плавают купальщики в неглиже и в маске с трубкой. И тут купальщики выскакивают из воды, превращаясь в ниндзя, и забрасывают нас сюрикенами. Попробовал с ним сражаться - не преуспел. Решил бежать из этого места со всех ног. И прибежал к еще большей опасности.
Из отверстий по сторонам канализационного берега высунулась огромная гусеница и стала атаковать персонажа своим длинным телом.
Всего-то надо было вдарить ей по голове, чтоб спряталась, и так восемь раз. Но я смутился, смешался и проиграл. Гусеница-то не всегда свою башку под удар подставляет. Извивается вовсю, старается туловищем тебя задеть. Да и непонятно, наносят мои атаки какой-либо урон или нет. В общем, первое мое знакомство с игрой Kage на гусенице и закончилось.
Позже удалось просечь, что с наглой ползуньей делать. И игра продолжилась.
На уровне 2-2 сильно повеселил враг, который от удара разделяется на две половины. Ноги бегают туда-сюда, а головогрудь летает поверху, временами снижаясь и атакуя. Хотя не сказать, что видел в играх такое впервые - был же Крэнг в TMNT3.
Битва с боссом 2-го уровня - огромным танком - была ни ни жизнь а на смерть. Лупил его башню, принимая тонну урона от падающих сверху выстрелов. С полной линейкой жизни его, к счастью, вперемяс забить можно, что мне сильно помогло.
3-й уровень очень понравился тем, что в нем не было никаких неприятных неожиданностей. Продвигаешься сперва по крышам зданий, потом по какой-то стройке; бьешь все тех же врагов, что и на предыдущих двух уровнях. Новых противников нет. Кстати, это единственный уровень в игре, где подуровни "бесшовно" переходят один в другой. На прочих уровнях идет надпись "stage X-X" с затемнением экрана. Интересно, в связи с чем так сделали?
Босс-самурай проблем не доставил. Его тоже относительно легко забить вперемяс. Тубро-кнопка помогала разбивать нагрудную броню босса, что летела в персонажа при рассыпании вражины на части.
А вот на 4-м уровне понял, что легкой прогулки уже не будет. Смутили бронированные прыгуны на мосту в середине 4-1. Непонятно было, как их бить. Игровой запал в связи с этим подугас. Вздохнул, отложил игрушку и стал играть в другое. А там и приятель брата забрал картридж обратно.
Шло время, и я все чаще вспоминал о Kage. Хотелось снова вернуться к этой притягательной игре, и, если удастся, пройти там еще дальше.
И вот парень снова пришел к нам, снова принес ту четырехигровку и снова оставил ее на время. Я тут же взялся за Kage. После пары-тройки попыток преодолеть мост с попрыгунчиками удалось. Да и не так уж сложно было там: надо было улучать момент, когда каждый вражонок уязвим, и спокойно его добивать. Дальше было мрачное место с кучей ездящих вверх-вниз платформ. Его я пересек без особых проблем.
И в конце уровня предстал босс, радикально отличавшийся от предыдущих по сложности.
Уже впервой половине схватки, в своей человеческой ипостаси, боссяра был назойлив и неприятен. Но, когда негодник превращался в огромную птицу и взмывал в небо, ничего противопоставить ему не получалось. "Перемяс" уже не работал. Супостат большую часть времени парил в воздухе, а потом резко снижался прямо на меня, когда я не был к этому готов. Пожалуй, это был первый по-настоящему сложный для меня босс в видеоиграх.
Итоги второго взаимодействия с четырехигровкой в случае игры Kage можно было подвести исчерпывающе. 1:0 в пользу босса 4-го уровня.
Игрушку опять отложил. Тем более, во взломанной китайцами Super Contra удалось обнаружить возможность выбирать любой уровень из восьми на заставке, и я переключился на эту игру.
А в Kage босс-птица мог праздновать свою победу еще долго. Владелец 4-х игровки снова забрал картридж домой, и покорение игрушки опять надолго приостановилось.
К моменту, когда парень принес нам 4-х игровку в третий раз, я уже успел соскучился по Kage и настроиться на то, чтоб как следует за игрушку взяться. Тем более, игровой скилл рос, и из совсем днищенского поднялся до уровня "более-менее".

Во всяком случае, понять, что к сложному боссу непременно следует выработать эффективную тактику, мне уже было по силам.
Усмирял негодяя так: когда орел-переросток взмывал вверх, отсчитывал в уме несколько секунд, а после бежал от него к концу экрана. Босс пикировал на меня и промахивался. Тут-то я его и бил. Терпение и выдержка быстро принесли плоды: некоторое время спустя я любовался агонией босса, которого некогда считал непобедимым.
Что ж, впереди пятый уровень. И... каким он показался жестким! Прыгучие пауки-гиганты, бомбы на полу, лучи, воины, швыряющиеся частями тела. Ко всему прочему, лечилки, что еще с предыдущего уровня стали восстанавливать не всю, а лишь часть энергии, перешли и на этот уровень. А лечиться ой как надо было... В общем, на пятом уровне случился очередной затык. Покорение Kage снова приостановилось.
В четвертый и в последний раз, когда нам досталась 4-х игровка, мне удалось преодолеть и это. Продрался сквозь врагов и препятствия, преодолел утомительный подъем и дошел до финального босса. До злого императора, ради убийства которого наши антигерои-ассасины и пустились в приключения.
Босс был жесткий, с кучей здоровья, но поначалу предсказуемый. Одинаково прыгал, одинаково швырял по три сгустка энергии вниз. В одно время пулял файерболлом вперед... Если изучить последовательность его движений, то можно было спокойно проводить схватку.
Видя это, я было расслабился. Но тут... Когда у недруга осталась половина жизней он словно обезумел. Как берсерк, начал резко скакать по экрану и быстро атаковать. Пытаясь догнать гада и ударить, я стал попадать под его удары, и долго не прожил.
Очередной облом. Из-за бешеного финального босса так и не удалось пройти Kage на той четырехигровке. Как-то вышло, что пацан забрал ее в четвертый раз и более не приносил.
Но игрушка все же осталась любимой. Как бы то ни было, первые три уровня игрались приятно и замечательно. Да и сложность последних двух локаций со временем перестала казаться такой жесткой, как раньше. Хотелось снова взяться за игру.
Но проблема была в том, что найти ее было не так просто. У нас Kage на картриджах попадалась редко. Да и слышал о ней мало кто.
Но вот однажды, к концу лета 1995-го, увидел на прилавке знакомое название. Да, на одноигровке была она, Kage. Сразу обменял принесенный с собой картридж на нее. Принес домой и стал покорять.
Каким же стремным финальный босс казался из-за своего состояния берсерка! Просто не знал что с ним делать, когда он вот так быстро прыгает. Но вот однажды, когда сел за игру, удалось найти правильный подход. Не надо гоняться за боссом. Просто жди, пока он сам прискачет к тебе, и бей. Ну, и заодно уворачивайся от его бросков энергией.
По совпадению к нам в тот день в гости пришел именно тот пацан, хозяин 4-х игровки. Он и брат вместе смотрели, как я пытаюсь уничтожить босса. И в тот момент, когда я нанес последний удар и босс заискрился от взрывов, малЫе так громко закричали: "Йе-е-е-е-с!!!", что кот, лежавший под стулом, где стояла приставка, с испугу ошалел и стрелой метнулся в кухню!

Да и я был доволен. Нелегкая была победа!
Вот так, в несколько этапов, игрушка была покорена. С тех пор неоднократно возвращался к ней, и время от времени возвращаюсь сейчас. Как приятные воспоминания, так и достоинства самой игры сильно этому благоволят.