Когда вы говорите "такая-то игра, сложнее, чем такая-то" или "такая-то игра сложнейшая на NES/SMD/SNES", то что подразумеваете под сложностью?
Лично я бы в первую очередь оценивал по нескольким параметрам:
1) количество CONTINUE;
2) наличие/количество чек-поинтов;
3) удобство управления.
Эталонный пример хардкоровости - 3 уровень в Battletoads [NES]. Здесь есть всё, что только может максимально усложнить игровой процесс: куча препятствий, убивающих с первого касания, огромная скорость появления этих препятствий, малое количество жизней и ограниченное количество CONTINUE. Чек-поинты имеются в наличии, но толку от них нет, когда тратишь все жизни...
Другой пример - игра Bucky'O'Hare, уровень Salvage Chute. Особенно акты с множеством колющих и давящих препятствий, а также бездонных ям. Казалось бы, этот уровень может достойно конкурировать с большинством уровней игры Battletoads, не так ли? Ан нет! То обстоятельство, что даже потратив все жизни, ты начинаешь не весь уровень заново, а с того акта, где погиб, значительно облегчает процесс прохождения уровня. Более того, континью в этой игре бесконечные! А значит, что здесь не нужно быть упоротым геймером-хардокщиком, а достаточно лишь запастись терпением и усидчивостью.
В общем, абстрактно самый сложный уровень будет выглядеть для меня так: сверху постоянно давит пресс с шипами, а ты идёшь внизу, постоянно перепрыгивая ямы с шипами, точно рассчитывая прыжок, чтобы не удариться о шипы наверху. При этом на некоторых обрывах стоят враги с пулемётами, пытаясь тебя сбить вниз или ударом подкинуть на верхние шипы. Да! И пол при этом конечно же скользкий. Сам персонаж, которым управляешь, тупит при нажатии на кнопку прыжка и вообще медленно двигается. В наличии всего две жизни и два континью. Уровень по длине как все уровни в Alien 3, например. Чек поинтов нет.
Как-то так примерно.
Прошу всех голосовать и обсуждать столь любопытную и неоднозначную тему!