Давно не писал ничего о прохождениях (не думал, что оно кому-то интересно да и настроения не было), но наконец-то, впервые за свою геймерскую жизнь, осилил
The Legend of Zelda Ocarina of Time и
Majora's Mask, и решил всё-таки описать свои впечатления плюс пара слов о девайсе, на котором всё это дело и проходилось. Букав очинь многа, поэтому спрятал под спойлеры.
Итак, Окарина, постоянный кандидат на лучшую игру всех времён и народов, революция навроде Симфонии которая изменила серию навсегда и без которой наверняка не было бы ни Дыхания Дичи, ни Слёз Королевства. Пробовал я Окарину ещё в начале десятых, сначала на компе а потом ещё и на своём андроиде тогдашнем, Xperia Pro, и где-то год назад на андроиде нынешнем, уже в ремейк для 3DS. Все разы останавливался не дойдя даже до конца первого данжа. Десять лет спустя, разжившись консолькой-эмулятором Powkiddy RK2023, решил что ПОРА.
Первое, что хочется отметить -- графически игра состарилась неважно, раннее 3D 23 года спустя выглядит отвратительно. Со звуком ситуация получше, хотя качества CD ждать тoже не стoит.
А вoт с самым важным, геймплеем, у Окарины всё в порядке. Надо признаться, я не особо знаток серии и играл только в пару игр, но в знаковые части типа Link to the Past и ту же Ботву наиграть успел. Многие называют Окарину LttP в 3D, но лично я не очень согласен с этим утверждением -- по личным ощущениям, ЛттП всё-таки пожирнее будет. Играть в Окарину весело, если хватит терпения пройти пролог и добраться до основной игры. Контента в виде разных мини-игр, за которые можно получить облегчающие жизнь ништяки, полно, причём достаточно сложных. Данжи, самый сок все Зельд, сделаны хорошо (за одним исключением которое хорошо известно тем, кто в Окарину играл): порядок прохождения достаточно очевиден, ультрахардкора нет (за Master Quest, зная свою бомбажность, даже не брался), хотя в паре мест пришлось попотеть даже с сейвстейтами -- например, финальный данж, где надо на время уматывать.
Что 100% не понравилось, так это притча во языцех Водный храм. Я старался не особо злоупотреблять гайдами, пользуя их в основном для поиска сердец и паучков, но тут буквально каждый шаг сверял, поскольку запороть прохождение оказалось просто как два пальца. Другие моменты - постоянные непропускаемые катсцены. Я понимаю, что за ними маскируются подгрузки, но блин, Нинка, вы и так карики использовали вместо сидюков, что за херобора? Про отсутствие прицела при стрельбе из лука (с крюком полегче) промолчу, что превращает миниигру-тир в пусть и необязательный, но адский высер. Ну и да, гиммик с игрой на окарине интересен первые полчаса, дальше раздражает и вызывает желание чтобы всё это делалось одной кнопкой.
Понравилось: достаточно плавный геймплей с пологой кривой сложности; отзывчивое управление; богатство возможностей и контента с оговоркой на дату выхода.
Не понравилось: затянутое начало; спорные решения с некоторыми паззлами; водный храм; отсутствие прицела; местами кривая работа лок-она.
В целом -- понравилось, потраченного времени не жалею. Пройдя игру, понимаю, почему она в конце 90-х взрывала мозг поигравшим.
Теперь о Мажоре. Если об Окарине я был наслышан, то о Мажоре знал только то, что это одна из самых мрачных игр для Н64 и самая мрачная Зельда вообще. Насчёт первого не скажу, а вот второе -- однозначно да, причем лично мне зашло побольше всяких хорроров новомодних. Атмосфера густющая, и пройдя игру начинаю понимать, откуда растут ноги у всяких крипипаст вроде BEN DROWNED. Звук по ощущениям остался как в Окарине, хотя собственно мелодии в Мажоре мне понравились больше.
Теперь о геймплее и геймплейных фишках. Расписывать главный гиммик в виде трёх игровых дней сурка/часа реального времени не буду, скажу только что эдакая "рогаликовость" на мой вкус принесла свежести. Другое дело что реализовать это могли бы и получше -- например, не отнимать стрелы и бомбы, или хотя бы рупии. Второе на что хочется обратить внимание -- сложность выросла солидно, не в разы, но по моим ощущениям кривая сложности стала сильно так круче по сравнении с Окариной. И не сказать бы что загадки стали сложнее, нет, скорее способы их решения стало труднее реализовать. Самый яркий пример -- Горон Линк, которого надо с филигранной точностью проводить по мостам; это и на родной консоли задачка не из простых, а на моей портативке со странным поведением стика (об этом отдельно) так вообще без сейвстейтов почти нереально. Главбоссы данжей по ощущениям тоже стали несколько сложнее, особенно рыба в водном, крови мне этот супостат попортил знатно. Ну и вторая главная фишка Мажоры, маски, это именно то, что больше всего мне зашло -- элегантное решение добавить в геймплей новизны, которой так не хватало под конец Окарины. Другое дело, что почти все маски без превращений используются в лучшем случае пару раз за всю игру. Из Окарины перекочевали и проблемы с прицелами; мб, будь у разрабов больше времени, они бы добавили прицелы (емнип, в ремейках они есть), но что есть то есть, увы. Ну и платформинга вроде как стало больше -- в игре, где нет выделенной кнопки для прыжка, ага. Хотя справедливости ради, действительно сложный платформинг встречается в необязательном контенте.
Понравилось: обновления геймплея; меньше непропускаемых катсцен; атмосфера мрачной сказки, похожей на смесь как японских сказок, так и чего-то из сборников братьев Гримм; паззлы стали поинтереснее; меньше ненужной беготни.
Не понравилось: сложность местами стала нечестной; много неочевидных сайдквестов; часть старых проблем Окарины вроде прицела перекочевала и сюда.
В целом понравилось тоже, причем местами больше Окарины, плюс то ли потому, что я на игру потратил больше времени, то ли и правда она масштабнее, но по личным ощущениям контента в Мажоре вроде как больше.
А теперь про девайсину, на которой всё это дело проходилось. Где-то прошлым летом начали попадаться на глаза видосы от зарубежного ретрогеймерского коммьюнити (те же Retro Game Corps и Taki Udon) и я узнал, что существует целый рынок портативок-эмуляторов разной степени паршивости, в основном от китайских производителей, и загорелся желанием приобрести. Первым стал GKD Mini, достаточно странная штука, однако вполне себе рабочая. Его возможностей, впрочем, стало не хватать (увы, на ней не работает ничего круче ПС1) и задумался приобрести что-то помощнее, для Н64 и Дримки. Выбор пал на продукцию бюджетной в основном конторы Powkiddy, модель RK2023 с процом Rockchip RK3556, которая уже умеет в почти весь Дримкаст и многие игры из библиотеки Н64, втч и Зельды. Моя портативка -- бюджетка, и это чувствуется: корпус скрипит, кнопки гремят как маракасы, особенно бампера, плюс странная работа стика, словно он установлен немного под углом и если не нажимать строго вверх, то персонажа/объект на экране может слегка уводить влево, причём в состоянии покоя дрифта нет и частично это говно фиксится ковырянием настроек эмуляторов. Из хорошего -- экран очень классный, пусть и 640х480, и динамики звучат дороже, чем стоят. Подкупает и наличие выбора прошивки -- линуксы ArkOS и JELOS, обе со своими особенностями, я остановился на последней, так как работает стабильнее, пусть и производительность (по отзывам, сам не сравнивал) похуже. Да, JelOS условно "родная" прошивка, поскольку приставка поставляется именно с ней на борту, пусть и очень старой версии. Ещё одна классная особенность что моей портативки, что многих других -- прошивка хранится на вынимаемой СДшке, так что поменять её можно быстро, легко и безболезненно.
Также стоит иметь в виду, что одна из самых бюджетных частей консольки -- батарея, и обе доступные прошивки работают с ней через пень-колоду. Например, JelOS из-за особенностей ядра не позволяет использовать гибернацию, поэтому приставку нужно обязательно выключать, если в ближайшее время не планируете играть. ArkOS же порой уходит в софтлок -- после выключения консоль просто светит экраном и ничего не помогает, кроме либо перезаписи образа на загрузочную флешку, либо вставки флешки с JelOS, цикла включения-загрузки-выключения, и установки уже СДшки с ArkOS. Если кому-то интересно, могу в железном разделе запилить мини-обзор по портативкам-эмуляторам.
Ну и абзац-другой о качестве эмуляции конкретно Зельд. Думаю, все кто в теме знают, что Н64 долгое время была боль дырка задница в плане эмуляции, а кое-где остаётся и сейчас. Увы, мой Повкидди относится к последней категории -- если Окарина эмулируется нормально, разве что кадры проседают и очень-очень редко артефакты, то с Мажорой всё через одно место. Например, почти все ролики на плагинах, отличных от Glide64 (доступного почему-то только для ядра ParaLLel-N64) не отображаются, и соответственно, эффекты Lense of Truth тоже отображаются некорректно. На Глайде всё вроде нормально, но беды с освещением в данжах и в городе многие текстуры просто не отображаются. На других ядрах и отдельном Мупене рендерится всё, кроме роликов. Отдельный Мупен ещё и ощутимо быстрее ретроарчевских ядер -- около 5-7 кадров больше (точнее не скажу так как в Mupen64 Standalone сломано отображение счётчика кадров).