Итак, обещанный мини-обзор-ринг!
Два извечных соперника - SNES и Megadrive выводят на ринг своё совершенное оружие. То, что по мненю многих
в те далёкие времена было невозможно на 16-битах. Два лучших шутера на каждой из консолей схватились в
неравном бою!
DooM vs Zero ToleranceНачинаем с первого, что бросается в глаза...
1) ГрафикаZero Tolerance с первого взгляда может отпугнуть. Малюсенькое окошко обзора, плоские уровни, однообразие текстур. Но дьявол кроется в мелочах. Только в ZT на 16 битах мы увидим, как сгустки крови, выбитые дробью из очередного противника стекают по стене. Как обезумевшие под действием инопланетной заразы солдаты Сил Защиты Земли мутируют прямо на глазах. Анимированые текстуры (телевизоры во втором эпизоде - самый яркий пример). Небольшая интерактивность - некоторые стены можно повредить. Противники анимированы со всех сторон, а не только "передом", как в других 16-битных шутерах.
DooM может похвастаться куда более объёмными и красочными уровнями, адский сеттинг завораживаeт, атмосфера погибели и обречённости окутывает игрока. Даже в 16 битах и при низком разрешении, Дум эстетически чертовски красив. К сожалению, это всё, чем он может похвастать. Ни кровищи, ни каких-либо других спецэффектов, противники всегда повёрнуты рылом к игроку. Поэтому в первом раунде -
ничья.
2) Звук и музыкаРазработчики
ZT очень хорошо поработали над звуком. Выстрелы и взрывы звучат сочно, пришельцы издают отвратительные звуки, а о подобранном снаряжении нам сообщает приятный женский голос, довольно неплохо оцифрованный по меркам Мегадрайва. К сожалению музыка не держит эту планку качества. Она настолько невзрачна, что даже задумываешься, зачем только разработчики над ней трудились. Эмбиентные звуки в Bloodshot звучат куда убедительнее.
В
DooM звук находится на уровне своего соперника. Крики монстров из этой игры уже стали классическими и придраться просто не к чему. А вот музыка Дума отправляет
ZT в нокдаун. Тут не просто любимые всеми кибербойцами треки. Тут треки в очень хорошей аранжировке. Саудтрек
DooM по праву считается одним из самых лучших и запоминающихся в мире видеоигр.
2) ОружиеАрсенал в
DooM воистину классический - бензопила, пистолет, шотган, пулемёт, ракетница, плазмаган и любимый всеми BFG 9000. Всё отлично сбалансировано, и придраться не к чему.
Но
ZT всё же умудрился его обскакать. Тут у нас есть и пистолет с лазерным прицелом, и мины, и ручные гранаты, и даже огнемёт, который не просто убивает противников, как в SNES'овском Wolf 3D, а именно поджаривает их. До румяной корочки.
Победа присуждается
Zero Tolerance3) Геймплей - управлениеZT может порадовать нас такими бесполезными, но всё равно приятными фишками, как приседание, прыжок, удары ногами и апперкоты в челюсть. Стрейфиться в Зеро очень неудобно, но на самом деле стрейф в этой игре не сильно нужен - почти все враги - хитсканнеры, т.е. стреляют мгновенно, вместо того, чтобы кидаться какими-нибудь файерболами, так что уворачиваться здесь можно только прячась за стенкой.
В
DooM за стрейф отвечают L и R, так что он здесь немного удобнее. Зачем-то убрали circle-стрейф, при том что он был в Wolfenstein 3D на SNES. В принципе он тут тоже не особо нужен в силу того, что обойти "односторонних" противников нельзя, но всё равно неприятно. Ещё один жирный минус - задержка. Между нажатием кнопки и выстрелом проходит почти полсекунды, что очень плохо для шутера. Со временеи, конечно, привыкаешь, и даже перестаёшь замечать, но первое впечатление всегда негативное.
Итак, в этом раунде побеждает
ZT4) Геймплей - дизайнВот тут
ZT даёт маху. Какой бы запутанный лабиринт вам ни встретился, всё равно все уровни в нём - это пробежка по коридору от одного лифта к другому. Открываем карту, мысленно прокладываем путь - и вперёд. Единственное, что встретится Вам на пути, не считая противников, - это огонь, который нужно потушить огнетушителем.
DooM в этом отношении куда более интересен. Начиная с поиска ключей, продолжая переключателями и кнопками, отвечающими за двери/лифты, причём необязательно за те, что находятся рядом, и заканчивая огромным количеством секретов на уровнях. Если не лазить в гугл за подсказками, то каждый раз, обнаружив секретную комнату, испытываешь неподдельную радость. Различные фишки, которыми сейчас никого не удивишь, в те далёкие времена отличали Дум от других шутеров - прячущиеся в "шкафах" монстры, лифты, ямы с лавой и кислотой. Дизайн уровней безупречен. Иногда даётся какая-нибудь приманка, вроде бонуса на высоком уступе, или площадкой "за окном", и это всегда означает, что есть секретный способ туда добраться.
DooM побеждает безоговорочно.
5) ОптимизацияМогу сказать, что обе игры тормозят.
ZT чуть меньше за счёт того, что почти весь состоит из тесных коридоров. В
DooM уровни просторнее, и тормоза, следовательно, бывают посерьёзнее. В
DooM лучше обстоят дела с дальностью прорисовки. Следует отметить, что на ZSNES, по сравнению с реальной консолью, Дум тормозит меньше. Если основываться на эмуляторных данных, то Дум по скорости уделывает Зеро, но я всё-таки хотел бы сравнить реальное железо, так что -
ничья.
Итак, по итогам всех раундов у нас выходит
ничья. Моё личное мнение - оба претендента были достойны для 16 бит, и комментарии вроде "X рулит, Y - убожество" - удел фанбоев
