Сначала было решил накатать отдельные впечатления по каждой игре, но подумал немного и решил сделать общие для всех трёх игр. Итак, усадьба Луиджи, единственная серия сольников зелёного брата и уникальная в нинтендовских играх с таким геймплеем, а именно -- симулятором гостбастера (интересно, получили ли они иск за авторские права или их адвокаты уже тогда были такими крутыми?). Для незнающих -- экшн-адвенчура с полуоткрытыми миром (первая и третья) или с уровнями (двушка), где мы бродим по собственно особняку, целой долине с разными зонами или многоэтажному отелю соответственно под руководством профессора Элвина Гадда, знатока привидений. Ловим призраков и Бу, попутно спасаем братца, принцессу Пытч и Тоадов от Короля Бу. Геймплейный луп простой: шаримся по комнатам, ищем ключи от закрытых комнат и секреты в виде драгоценных камней и спрятавшихся Бу, решаем паззлы. В каждой игре появляется некоторая фишка, которая используется как в драках, так и в решении загадок: в первой это возможность пуляться огнём и льдом; во второй -- так называемый тёмный свет, открывающий иллюзии; в третьей к тёмному свету добавляются возможность стрелять вантузами с верёвкой (выглядит лучше, чем звучит) и создавать эктоплазменного клона.
К слову, эта серия, на мой взгляд, как раз
сборник паззлов в обёртке экшн-адвенчуры, начиная от боёвки и заканчивая драками с боссами: внимательность, терпение (порой слишком много терпения) и неочевидные на первый взгляд шаги. Не скажу, что фанат такого подхода к геймплею, но как водится, понял я это тогда, когда останавливаться было уже поздно. Игры достаточно сложные: хардота меняется от игры к игре; первая часть самая простая в этом плане, тогда как вторая и третья посложнее по очевидным причинам.
Отдельно отмечу
боёвку -- она, как водится в играх большой Н,
обманчиво простая. Глушим призрака фонариком, наводим пылесос и впитываем. В процессе желательно это дело ускорять: в первой и третьей прокручиваем стик, тянем на себя и жмём А когда шкала заполнится, в двушке -- просто тянем на себя и жмём А по заполнении шкалы. С двушки попадаются усложнения, типа привидения в чёрных очках или с ведром на башке, то есть надо ловить тайминг или делать дополнительные шаги, что местами сложно в хаосе драки. В трёшке ещё и появляются противники, которым надо заходить за спину или с очень коротким окном оглушения. В целом -- не гит гуд казул, но и не однокнопочный баттон мэшинг, как может показаться со стороны. Основная претензия у меня -- со второй половины каждой из игр в драке надо чаще ждать, чем собственно драться, и окна атаки порой излишне короткие. А если призраков несколько и разных, начинается жуткий рандом, где получить урон как нефиг петь. Слишком много действий на секунду времени, рай СДВГшника и ад для тормоза типа меня.
Теперь о
боссах. В первой и третьей это именные призраки, каждый со своим гиммиком, в двушке -- особый вид призраков, которые в предметы вселяются и которых надо оттуда выкуривать, гиммики тоже в наличии. В качестве боссов есть и Бу. Отмечу тех, которые запомнились:
- Большой Бу, который собирается из кучи маленьких -- его надо разбить и мелких куда-то зашвыривать; есть в первой и второй игре, в первой адский рандом, во второй попроще, но тоже не подарок;
- Финальный босс первой. Чтобы не особо спойлерить -- король Бу в некоем образе, очень не похожий на всех предыдущих, в меру сложный;
- Босс второй зоны двушки. Интересен не сам по себе, а путь к нему -- здоровенная лестница, где из трёх пролётов надо выбрать рандомный верный, иначе скидывает вниз. К счастью, уже открытые пролёты после ошибки не надо открывать заново, но ничем иным, чем чистым растягиванием геймплея, такое не назовёшь;
- Призрак-механик из бойлерной (третья часть). Как и вышеупомянутый, сам по себе не страшен, страшна арена: дерёмся на воде, на уточках-спастельных кругах с физикой воды, в бассейне с шипами по краям. Из-за этой самой физики бой сложнее, чем мог бы быть, тоже на мой взгляд растягивание геймплея.
Графику и музыку оценить особо не могу: играл без звука, на эмуляторах, поэтому оценю только стиль: типичное мультяшное 3д от Нинки своих поколений, ничего особенного. Трёшка 2019 года выпуска очевидно самая графонистая. Ремейки, если что, не трогал, каждую часть играл на той платформе, на которую изначально выходила.
И раз зашла об этом речь, оценю
качество эмуляции. Первую и вторую играл на мобиле: Сонька с 4 гигами ОЗУ и Снапдрагон 845. С первой частью на Дельфине проблем не было: на официальной на тот момент 5.0 версии дроидного эмуля шло хорошо, с просадками там и сям, на 2х разрешении. Сейчас, наверное, ещё лчше будет. Двушку тоже на мобиле: начал на Цитре, закончил на Азахаре -- и это опыт скорее не самый приятный, так как Luigi's Mansion 2 для 3DS печально известна сложностью в эмуляции: просадки, статтеры, вылеты, плюс относительно слабое железо стабильности не добавляет. К счастью, Азахар сделал чудеса и добил игру уже относительно безболезненно. Трёшку играл на компе (спеки в профиле), через крайний на данный момент Kenji-NX, форк Рюджинкса -- за исключением просадок и игры в хандхелд режиме из-за слабости железа проблем не было.
Теперь плюсы и минусы каждых игр на мой взгляд. Тут распишу отдельно для каждой, начнём с
плюсов:
- Первая: лучшая точка вхождения в серию; самый понятный геймплейный луп; идёт на почти любом калькуляторе.
- Вторая: самый интересный геймплей; самая приятная боёвка; сбор денег и спрятанных предметов не только ради ачивки.
- Третья: больше всех возможностей; самые интересные и сложные загадки; самый интересный сюжет.
Ну и
минусы, куда же без них:
- Первая: излишняя беготня; очень неинтуитивное управление; неравномерная сложность боссов; однообразие локаций.
- Вторая: отсутствие сохранений в миссии (игра для портативки и с продолжительностью миссий за полчаса, да); практически ненужный второй экран; странная кривая сложности; некоторые гемстоны прятал человек под веществами.
- Третья: лишняя линейность; загадки с таймером и ваншотами; враги наносят слишком много урона; странные решения с аренами боссфайтов; неравномерная продолжительность миссий; пропал смысл сбора денег и коллектаблсов кроме как для ачивки; реюз одного и того же босса.
Общая к двушке и особенно трёшке претензия: в боёвке слишком много зависит от поведения врагов, то есть имеется фактор, не зависящий от игрока. Такое считаю лишним усложнением и затягиванием геймплея. И к трёшке претензия в виде постоянного упора на тайминги: похоже, нинку тренд на сусла тоже не обошёл; кому-то такое нравится, вопросов ноль, но лично для меня такое минус. Да-да, skill issue, все дела.
В целом -- приятно было играть только в первую и вторую, третья ближе к, пардон за каламбур, последней трети, превращается в натуральные сусла, что здорово портит впечатление. Спасибо за внимание!