Что ж, 2023-й год пролетел уже несколько дней назад, так что пора публиковать игровые итоги, пока еще не поздно.
В прошлом году одолел не такое уж большое число игрушек (как и в позапрошлом и позапозапрошлом, впрочем!). Но главное, что удалось пройти многие из тех игр, которые когда-то еще давно отметил у себя для прохождения. И это здорово.
Консолями года для меня стали приставки 3-4 поколений от Сеги - Mega Drive и Master System. Большинство пройденных в 2023-м игр было именно на них. Но вот до ПК-шных игрушек в том году не добрался.
Также произошло несколько ностальгических возвращений к сериям игр, с которыми имел дело в предыдущие годы.
Как и раньше, мини-заголовки буду делать по принципу "назови игру - номинация приложится". По играм, о которых нигде не отписывался, в основном пишу поподробнее; по тем, о которых где-то отписывался - вкратце. Что ж, понеслась!
От ненависти до любви: Mickey Mania (SMD).Еще в 2022-м отметил, что про Микки Мауса существует куча 2D-игр, с которыми я не знаком. Начать заполнение пробела решил с общеизвестной, графонистой и кинематографичной, игрушки Mickey Mania. Поскольку люблю начинать знакомство с первоисточника, взял версию для Мегадрайва. Поиграл немного и... едва не дропнул игрулину, так она взбесила! Чтобы куда-то более-менее далеко добраться, нужно учить все как стихотворение - постоянно выполнять одну и ту же последовательность действий. Иначе тебя бьют, бьют и бьют, и так до летального исхода. При этом всего пять жизней и одно продолжение, а всего этого великолепия можно лишиться достаточно быстро.
В общем, порог входа лично для меня у игрушки оказался нехилый. Но, когда этот порог удалось преодолеть, заучив все подставы на пути, игрулина неожиданно стала приносить удовольствие. На автомате преодолеваешь препятствия, а попутно - наслаждаешься кинематографичными моментами и красивой мультяшной графикой.
Это была первая из пройденных в 2023-м году игр про диснеевскую мышь. Но не последняя.
А пока что последовали прохождения игр, посвященных другому персонажу-животному.
Эпичная доработка года: Sonic the Hedgehog (SMD) (на лучшую концовку - со сбором всех Изумрудов Хаоса).
Познакомился с первой частью приключений синего ежа еще в 2022-м году. Пройти игру тогда удалось, но все изумруды не собрал (причем обидным образом: добыл 5 из 6-ти, ранее по-дурацки запоров самый первый спешл-уровень, который является самым легким!). Стало быть, чтобы доктор Роботник в конце игры не торжествовал, необходимо было вернуться к игре и пройти ее уже со сбором всех 6-ти изумрудов. Кто играл, тот знает: в 1-м Сонике всего 10 special stage, в которые еще просто так не попадешь. Если не добыл 50+ колец и не донес их до конца каждого подуровня, достанется игроку не кольцо-портал в спешл-стейдж, а дырка от бублика. Ну и, как нетрудно понять, из 10 special stage нужно успешно закончить 6 (при условии, что ты в них вообще сумел попасть). Жестко.
Почему прохождение игры на лучшую концовку должно быть сродни мазохизму, знают только работники подразделения Sonic Team.
Так или иначе, заранее подучив самые неприятные спешл-стейджи (не без функции save-load), прошел игру (без эмуляторных штучек, так что риск запороться был!) со сбором всех 6-ти Изумрудов Хаоса. Чем весьма доволен.
Потому, окрыленный, начал далее изучать эту игровую серию.
Главный неправильный шедевр года: Sonic the Hedgehog 2 (без сбора всех Изумрудов Хаоса).
Первый Соник был весьма неплохой игрой. Но мне в нем не понравилось то, что мало где можно было полноценно применить способность персонажа разгоняться. Везде были расставлены препятствия, о которые ваш еж рано или поздно ударяется и теряет кольца (без коих лучшую концовку не добудешь, как вы помните!). 2-й Соник триумфально исправил это упущение! На уровнях появилось множество участков, где можно и нужно лететь с бешеной скоростью. Это зрелищно и весело - от игры получаешь гарантированное удовольствие. Уровней много, они интересные и разнообразные. Финальная битва и предшествующая ей презентация невероятно эпичны. Бегать в паре с Тейлзом веселее, чем без него (хотя лисенком, как водится, управляет Искусственный Идиот, но это неизбежное зло!). В общем, на первый взгляд, все прекрасно.
Так почему же "неправильный" шедевр? Дело в том, что в игре какое-то невероятное количество багов, всплывающих по ходу прохождения. То Соник в текстурах стены застрянет, то провалится сквозь пол, то, пролетев через стену, в какой-то тайловой каше залипнет. Как будто игрушку просто-напросто не доделали (скорее всего так и есть!). И она при всем при этом является безоговорочно хорошей. Что даже удивительно.
И хорошо, что сбор всех Изумрудов не сильно меняет концовку игры. Потому решил с ними не заморачиваться - тутошние special stage будут похуже, чем в Sonic 1. Ох уж эта беготня по трубе с видом из-за спины персонажа... Возможно, потом вернусь к Sonic 2, дабы улучшить прохождение. Хотя это определенно случится не скоро.
Две половинки одного целого, пройденные в том году: Sonic the Hedgehog 3 + Sonic & Knuckles (на лучшие концовки - со сбором всех Изумрудов Хаоса в обеих играх).
Пройдя обе эти игры, осознаешь, насколько же они несамодостаточные. Sonic 3 будто обрублена на самом интересном месте. Sonic & Knuckles, наоборот, будто бы начинается с середины, а начало кто-то отгрыз. И ничего удивительного - слово "будто" тут лишнее. Эти две игрушки на самом деле половинки одной, очень большой и насыщенной контентом игры - Sonic 3 & Knuckles. Потому оценивать их по отдельности не имеет смысла.
Но знакомиться с игрушками предпочел все же по порядку их выхода. Сначала прошел S3, потом ее же, но со сбором всех изумрудов, потом - S&K, потом - ее же, также со сбором всех изумрудов (получив при этом доступ к тру-финальному уровню игры). Ну, и лишь потом осилил полную версию игры - Sonic 3 & Knuckles со всеми изумрудами.
Пусть местные special stage в целом легче и адекватнее, чем в предыдущих играх, тем не менее заморочиться пришлось. Облегчило ситуацию наличие секретного меню в Sonic 3 и возможность собрать все изумруды на самом первом уровне в Sonic and Knuckles - с помощью этого всего спешл-уровни удалось достаточно оперативно затренить.
Что сказать? Ультимативная версия приключений Соника на Сеге - самая длинная, самая продвинутая, сохранившая и преумножившая достоинства предыдущих частей игра с дополнительным режимом игры за нового персонажа. Очень качественная, приятная вещь, могу только хвалить.
Умеренный хардкор года: Battletoads (GB').К играм серии Battletoads у меня отношение противоречивое. Отдавая должное за объективные достоинства, тем не менее не испытываю восторга из-за нарочитой, выкрученной на максимум сложности, основанной на чрезвычайно нечестных игровых препонах (а иногда и на откровенных багах). Потому очень долго не брался за портативную версию BT. Но в том году благодаря одному человеку все же взялся за портативные приключения боежаб. И внезапно все оказалось не так уж плохо. Да, нечестностей и корявостей в игрулине хватало, но, поскольку она сама по себе короткая и условия в ней мягче, чем в прочих играх о воинственных земноводных, пройти получилось без особого напряга и без нервотрепки. Ну а разнообразием контента эта игра неиллюзорно порадовала - с контентом у игр от Rare всегда все в порядке, в отличии от геймплея.
Игра-приключение года: Crystalis (NES).Не без участия того же человека, о котором было упомянуто в отзыве на BT, взялся за несовскую экшн-РПГ от компании SNK. Красивая и стильная игрушка с передовой по меркам NES графикой. Сходу заинтересовала и надолго заняла меня своим увлекательным миром и хитрыми загадками. Большую часть испытаний удалось преодолеть самостоятельно, в гайд заглядывал лишь пару-тройку раз за игру. Отличная штука, хотя и не без досадных геймплейных недостатков, частично смазывающих хорошее впечатление о ней.
Фэнтези года: Cadash (PCE) (SMD).Качественные порты аркадного платформера с элементами РПГ, каждый со своими особенностями. Понравились прежде всего за манящий сказочный сеттинг и за атмосферу. PCE-версия внешне более красочная, мультяшная, SMD-шная более стильная. Проходил пока только за воина, так что есть повод вернуться к обеим играм в дальнейшем.
Стрелялка года: Gunstar Heroes (SMD).Узнал об игре давно, еще в 1995-м, а взялся за нее только в том году, как-то так вышло. Прошел этот шедевр от Treasure с большим удовольствием. Динамичный ран'н'ган с интересными особенностями. Пока что одолел нормал-режим, сложность там вполне приемлемая. Ну, и остается хард-режим - весомый повод к игрушке вернуться.
Приветы из 2018-го года:Teenage Mutant Ninja Turtles: Fall of the Foot Clan (GB')
Teenage Mutant Ninja Turtles: Back from the Sewers (GB')Нашел себе повод поностальгировать по прошлому, когда впервые осваивал самые знаковые 2D-игры о Черепашках-Ниндзя. Из трех игрушек на Геймбое прошел тогда лишь третью по счету, Radical Rescue, а за первые две браться побоялся - уж очень они архаично смотрятся. А вот недавно все-таки решился взяться.
Если что, для справок: Fall of the Foot Clan это первая часть, а Back From the Sewers - вторая. По какой-то причине Конами не захотела вставлять цифру 2 в заголовок второй по счету игры, из-за чего можно легко запутаться (слово "back" в названии все-таки зыбкий ориентир). Я вот поначалу запутался и ухватил вторую часть, полагая, что она первая. Ну, потом разобрался.
Что ж, все не так уж и плохо. Пусть в 1-й части презентация и графика минималистичны до предела, а во 2-й хватает спорных решений, геймплейно обе игры весьма увлекают, и это главное.
1-я часть настолько проста во всех смыслах, что походит на игру с какого-нибудь Tiger Handheld. Черепаха идет слева направо по прямому коридору, на нее с обеих сторон валят враги, в конце босс. Все. Словно перед нами не игра, а инструмент для прокачки реакции (кроме реакции, тут в общем-то ничего не надо, даже в битвах с боссами особой тактики не применишь!). Но процесс затягивает, и сложность удобная - не очень трудно, но и не слишком легко.
2-я часть вышла позатейливее - уже и разные препятствия на уровнях появились, и двигаться иногда надо вверх-вниз, а не только прямо, и декорации красиво (по меркам черно-белой портативки) нарисованы. Но при этом левел-дизайн не самый лучший, враги порой расставлены неудобно, а спрайты боссов словно рисовал какой-то наркоман (это надо видеть, словами не объяснишь!). Тут, в отличие от предыдущей игры, потактиковать придется - HP враги сносят много, так что урона нужно избегать. Все же, несмотря на недочеты, игруля увлекла и принесла удовольствие.
Как бонус к более стоящим играм про Черепах эти две портативных игрушки вполне годятся.
Героическое аниме года: Mugen Senshi Valis - Legend of a Fantasm Soldier (PCE-CD)О такой интересной серии игр, как Valis, слышал давно. В том году начал с ней знакомство, пройдя 1-ю часть на PCE-CD. В общем и целом приключения японской школьницы Юко в мире магии понравились, но не сказал бы, что все прям очень увлекло. Может, поэтому отложил пока изучение следующих частей серии на потом. Возможно, в этом году продолжу.
16-битные иллюзии года:Castle of Illusion Starring Mickey Mouse (SMD)
World of Illusion Starring Mickey Mouse and Donald Duck (SMD)Ну, что сказать? Захотелось узнать другие игры про Микки Мауса помимо Микки Мании, взялся за мегадрайвовскую серию Illusion и прошел. В целом доволен. Но вот если бы помимо фана и мультяшности в этих играх было бы больше интересных геймплейных заморочек, был бы доволен еще сильнее.
8-битные иллюзии года:Castle of Illusion Starring Mickey Mouse (SMS)
Land of Illusion Starring Mickey Mouse (SMS)
Legend of Illusion Starring Mickey Mouse (SMS)А вот игры про диснеевского грызуна на Sega Master System очень даже понравились. Они увлекательны именно с точки зрения игрового процесса, потому с ними приятно иметь дело и к ним хочется вернуться впоследствии. Castle of Illusion похожа на Утиные Истории - тоже ходишь повсюду, исследуешь, ищешь призы. Land of Illusion внезапно получилась с элементами метроидвании - перемещаешься по карте, возвращаешься в уже пройденные места, добываешь предметы, позволяющие пройти дальше. Ну а Legend of Illusion попроще своих предшественников (и покривее), но интересных решений там хватает. Одни из лучших игр на Master System (и на сеговской портативке Game Gear они тоже выходили).
Акробатический экшн года: Ninja Five-0 (GBA).В том году в основном осваивал те игры, которые ранее отметил для прохождения. Но было и кое-что неожиданное. Ninja Five-0, например. Незаслуженно малоизвестная качественная игрушка про ниндзя-полицейского, борющегося с жуткими террористами. Самое интересное в игре - перемещения по уровням с помощью крюка-веревки. К этому инструменту надо чуть приспособиться, но, когда освоишься, взбираться на разную высоту будет весело. Отличная игрушка, жаль, что о ней толком нигде не говорят.
Авторская вселенная года: Astro Boy - Omega Factor (GBA)Весьма своеобразная игрушка про любимого персонажа японского автора Осамы Тэдзуки. Создатели замутили мощный кроссовер, соединив кучу персонажей из самых разных аниме, созданных этим автором. Получилось этакое "ирландское рагу" с туевой хучей персонажей. Зайдет такое игроку или не зайдет - вопрос индивидуальный. Тем более, что и к странноватому игровому процессу приходится какое-то время привыкать. Но мне понравилось. Люблю замороченные истории и интересные решения в играх.
Победа года (!!!): Battle City (NES) (пройдены все 70 номерных уровней, то есть, по сути, вся игра).
Еще в позапрошлом году мучил эту игру (и даже отметил ее тогда как несостоявшуюся попытку года). В прошлом году с новыми силами вернулся к ней и - таки получилось одолеть! Почему с ней вышли такие трудности? Во-первых, потому что выдержать 70 танковых схваток подряд в этой игрушке - сама по себе непростая задача; а во-вторых, потому что хардкор тут ненормальный - все определяет в первую очередь везение. Но, так или иначе, свою безумную затею удалось довести до конца, и это было интересно.
Улучшенные версии любимых игр: Rockman Complete Works 1-6 (PSX)
Вот спрашивается, почему поиграл в самые лучшие вариации восьмибитных игр про героического робота Мегамена только сейчас? Нет ответа. Как бы то ни было, все-таки поиграл. Игрушки с консоли NES заботливо перенесли на консоль 5-го поколения, обвешали разнообразными плюшками, улучшили функционально, добавили бонусов. В общем, одно удовольствие играть. Единственный нюанс - все надписи в играх на японском, так что ориентироваться поначалу сложно. Но плюсов все же гораздо больше.
Трехмерное безумие года: Crash Bandicoot 1-3 (PSX).Ну вот и до Крэша Бандикута добрался. Эти 3D-платформеры при всей кажущейся простоте способны неслабо увлечь игровым процессом. Тем более, в 3-й части уже и смешение жанров получилось - помимо беготни по уровням еще и гоночки, и леталки... Во многом из-за отличной проработки игры увлекся во всех трех частях собирательством - превозмогал препоны, добывая драгоценные камни с реликвиями, дабы получить продвинутые концовки. В личном списке игровых симпатий от лучшего к худшему распределил бы игры про Крэша так: 3-я - 1-я - 2-я. 3-ю часть не могла не стать лучшей из-за моря нового контента и улучшений; 1-ю нельзя не отметить за первозданную атмосферу тропического рая и малый уровень казуальности; ну, а 2-я часть это некая переходная вещь между 1-й и 3-й играми.
Привет из 2022-го года: Lemmings for Covox (DOS) (спец-дополнение к Lemmings).
Внезапно из ниоткуда всплыл этакий игровой довесок к первой части Леммингов, которую (с аддонами вместе) я проходил в 2022-м. В игрушке всего 8 уровней, зато эксклюзивных, нигде до того не повторявшихся. Если ранее поднаторел в обеспечении леммингам безопасного пути до дому, то пройти эти уровни несложно.
Горе-порты года:Ninja Ryukenden (PCE)
Ninja Gaiden Trilogy (SNES)При всех очевидных недостатках игры трилогии Ninja Gaiden на NES все же были и остаются отличными. Но как же им не повезло с портами на другие системы! У PCE-шного порта 1-й части Ninja Gaiden минусы ощутимо перевешивают все плюсы. В снесовской игре вся трилогия Ninja Gaiden портирована максимально лениво - ничего нового, помимо системы паролей, не добавлено, а кое-что и вовсе урезано. 1-я часть на SNES вышла еще более-менее, но вот 2-я куда хуже, а то, что сотворили с 3-й - вообще тихий ужас. Музыка плоха как в PCE-версии, так и в SNES-овской. Да уж, не заслужил Рю Хаябуса подобного приема на консолях 4-го поколения.
Магические приключения года:Magical Quest Starring Mickey Mouse (SNES)
Great Circus Mystery Starring Mickey & Minnie (SNES)
Magical Quest 3 Starring Mickey & Donald (SNES)И снова Микки Маус. На этот раз от Капком и на консоли Супер Нинтендо. И тут прям сложно объективно оценить. Вроде формально игры хороши: и игровой процесс интересный (чуть схож с Мегаменом от тех же Капком), и графика великолепная (особенно в 3-й части), и плюшек разных много. А вот не прет, и все тут. Видимо, не мое. Да и к левел-дизайну найдется куча нареканий - очень много подстав на пути встречается, где не слить жизнь нереально. Если сравнивать, больше всего понравилась 2-я часть - в ней подстав сравнительно не так уж много, и потому играется комфортно. 3-ю часть отметил бы за графику - это САМАЯ красивая игра про Микки Мауса, с которой имел дело в том году. 1-я же часть уступает двум последующим, хотя и сама по себе ничего. Рекомендовать игры к прохождению стоит - может, вам понравятся больше, чем мне.
Привет из 2021-го года: Prince of Persia (Sega-CD)О Принце Персии слышали все. О том, что у 1-й части его приключений существует куча портов на разные консоли, знают многие. Ну, и Сега-сидишный порт по факту один из лучших приставочных портов Принца. Игра с ДОС очень дотошно и качественно перенесена на сеговскую консоль с сохранением всего контента, добавлением приятной глазу графики и финальной битвы с главным боссом на крыше дворца. Если любите Принца Персии, обязательно стоит сыграть. Сыграл бы в эту вещь еще в 2021-м, но в то время у меня случился мини-передоз от пройденных игр про Принца, потому отложил этот прекрасный порт на потом.
Привет из 2019-го года: перепрохождение
Kaizou Choujin Schbibinman Zero (SNES) с переводом с японского на английский.
Этот простенький платформер-битэмап в числе прочих снесовских игр проходил в 2019-м. В игре вроде ничего особенного нет, но проходится очень приятно. Огорчило тогда только отсутствие перевода на понятный язык - японского не знаю, и понять сюжет игры по иероглифам шансов не было. Но вот не так давно игру все-таки перевели на инглиш, и появился повод к ней вернуться. Прошел снова, почитал диалоги. Ну, сюжет простой, но сложной истории мы и не ожидали, верно?
Hidden gem года: Ristar (SMD).Вы спросите: почему, собственно, hidden gem, игрушка-то известная. А потому что, пусть знает ее много кто, но играл на самом деле мало кто. Иначе не называли бы Ристара клоном Соника. А общего-то у этих игр минимум! Ну, а так Ристар очень добротная поздняя игра с Сеги, с обилием разнообразного содержимого, захватывающим игровым процессом, великолепной графикой и потрясающими визуальными эффектами. Некоторые игровые заморочки позволяют назвать ее достаточно сложной, так что с полпинка не пройдешь. В общем, перед нами та игра, которой несомненно стоит уделить внимание.
Снова привет из 2018-го года: Fantastic Dizzy (SMS) (GG)Самое длинное и самое насыщенное контентом приключение яйцеобразного игрового персонажа, явившегося нам со Спектрума, оказывается, было и на восьмибитных сеговских консолях. Ранее, в 18-м, проходил версию Fantastic Dizzy на SMD и две версии на NES, причем эти три игры достаточно сильно отличались друг от друга. Как оказалось, и в SMS-версию было привнесено много своеобразия. Так что прошел игрушку с интересом. Game Gear-версия полностью идентична SMS-овской, но в отличие от нее толком нигде не эмулируется. Что-то компания Кодмастерс напортачила в своей игре. Нашел лишь один эмуль, корректно ее воспроизводящий. Забавно.
Евро-платформер года: Lucky Dime Caper Starring Donald Duck (SMS)Подставы, еще подставы, уйма их... И так в течение всей игры. Хорошо хоть продолжения бесконечны и боссы легки, а то вообще было бы тяжко. Вот любят европейцы такие платформеры, и что тут поделать? Ну, мне во всяком случае игрушка понравилась, потому что разнообразная и выверенная.
С Дональдом знакомство пока что получается лучше, чем с Микки Маусом... Интересно, так же я буду считать, когда/если доберусь до игрушки Maui Mallard?
Трехмерное приключение года: Super Mario 64 (N64) (со сбором всех 120-ти звезд).
Ох, эта игра! О ней в отдельном отзыве подробнее писать надо, вкратце не расскажешь. В общем, тут нам надо исследовать замкнутые миры, дабы собирать в них звезды. Для получения звезд приходится выполнять самые разные задачи. Но главное - что действие происходит в трех измерениях, и игроку надо в этих трех измерениях как следует ориентироваться. И, пусть не сразу (долго привыкал к игрушке), со временем этот процесс становится БЕЗУМНО увлекательным!
В общем, хотел бы я не хотел, но эта игра не оставляет шансов не признать себя лучшей из пройденных в том году. Категорически. Пускай недостатки в ней имеются, но достоинств куда больше.
И на посошок:
Нечто по отдаленным мотивам:Ninja Gaiden (SMS)
Ninja Gaiden (GG)Снова Ниндзя Гайдены. И снова две игры на восьмибитных консолях от Сеги... на этот раз абсолютно разные. Созданные различными компаниями по лицензии Tecmo. Ни та ни другая игрушка не превосходит несовские оригиналы. О тем не менее уже сам факт существования совершенно иных игр про Рю Хаябусу побуждает с ними ознакомиться. Чтобы хотя бы понять, что они собой представляют.
***
Вот в общем-то и все, о чем хотел рассказать. Худшими из пройденных в этом году назову оба порта Ninja Gaiden - так все запороть надо было постараться! Лучшей из 8-16 битных игр становится Sonic 3 & Knuckles - превосходная эпичная компиляция двух официально вышедших игрушек. А лучше игрой в принципе (неожиданно для себя) объявляю Super Mario 64. Сигеру Миямото несомненно может удивить и поразить.
Что ж, 2023-й год прошел. На очереди 2024-й. И в нем - новые игры. Всем удачи, игровой и не только!